Празднование Рождества Христова в старину
Долголетие

В добром здравии до 100 лет!

Апрель 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архивы



Яндекс.Метрика

bgMLm6Y0qw

Празднование Рождества Христова в старину

7 января — Рождество Христово!

7 января Рождество Христово

Празднование Рождества Христова в старину

(даты указаны по старому стилю)

От Спиридона-солноворота до самого рождественского сочель­ника (24-го декабря) готовится не только посельская-копольная, но и погородная, Русь ко встрече великого праздника. Канун Рождест­ва Христова должен застать люд православный уже вполне готовым к восприятию благостной вести о рождении Спаса-Христа, несущего на темную землю светлое благоволение.

Твердо памятует простой русский человек притчу, гласящую о том, что не след приходить на пир в печальной одежде.

Потому-то и спешит он, потому-то и стара­ется всеми силами сбросить со своих плеч черную тяготу потовых за­бот и, запасшись всем, что Бог даст к празднику, ждет — с благого­вейной тишиною вдуше — появления на небе первой звезды вечерней, веруя, что это загорается та самая звезда, которая около двух тысячелетий тому назад возвестила волхвам о рождении Сына Божия в Вифлееме Иудейском. Целый день постятся — не принима­ют никакой пищи в рождественский сочельник («до звезды») благо­честивые люди, памятующие о преданиях отцов и дедов, — чтобы, по завещанному теми уставу-обычаю, встретить грядущего в мире Спа­сителя мира.

Наступает вечер; тьма ложится наземь, покрывает своими тяж­кими тенями снега белые-пушистые. И вот вспыхивает на востоке ярким трепетным светом вифлеемская звезда... На нее устремлены взоры всей православной Руси, всех единоверных русскому пахарю народов, как близких ему по крови, так и далеких. «Христос рожда­ется!» — раздается радостное песнопение по всем храмам Божиим, и плывет вместе со звоном колокольным от многолюдных городов и сел через долы и горы, по полям и дорогам, по всему неоглядному простору светлорусскому.

Вечером, в канун Рождества Христова, неизменно придержива­ющиеся старых благочестивых обычаев люди русские не нарушают поста: по уставу церковному разрешается вкушать в это время толь­ко «сочиво» (взвар рисовый или ячменный — с медом, или ягодный и плодовой) с хлебом пшеничным, «оладьи» медовые да пироги пост­ные. Розговенье — утром, после ранней обедни; а до утра все еще сто­ят на Руси Филипповки, идущие с 15-го ноября вплоть до веселых — радостных Святок.

А живут Святки от Рождества до Крещенья (с 25-го декабря по 6-еянваря). «Пост — пости, праздник — празднуй!» — говорят в народе, подобно тому, как говорят и «делу — время, потехе — час!» От Филипповок — рукой подать до Святок: «Сочельник — к Святкам с Филюшовок мост!», «По сочельникову мосту идет Коля­да из Новагорода!» — повторяет сельщина-деревевщина, вспоминая об этом времени, и добавляет: «Уродилась Коляда накануне Рожде­ства, на Коляду прибыло дню на куриную ступню»... и т. д.

«Коляда» («коледа») — слово загадочное, неоднократно ставив­шее в тупик исследователей нашего народного быта и приводившее их к самым противоречивым заключениям. Не только бытописате­ли, но и сам народ приурочивает к этому слову различные понятия. Так, на севере называют колядою рождественский сочельник, коля­дованием — обряд хождения по домам на Рождество с поздравления­ми и песнями, со звездою.

В Новгородской губернии за коляду слы­вут подарки, получаемые при этом хождении. В южных и юго-западных полосах зовут этим именем самый праздник Рождест­ва и даже все Святки. «Колядовать» на белорусском наречии означа­ет — Христа славить.

Если же этим словом обмолвится смоленский мужик, то оно имеет в его устах иное значение — побираться, просить милостыню, — утрачивая таким образом даже свой настоящий смысл.

В старину «колядовали» накануне Рождества по всей Руси.

Те­перь же этот обычай сохранился во всей полноте только в Малорос­сии да среди белорусов. Он состоит в том, что молодежь деревен­ская, парни и девушки, — отстояв всенощную или заутреню, идут веселой гурьбою по подоконью, останавливаясь особенно долго там, где горит огонь. Тороватые хозяева оделяют колядующих «кольца­ми» колбасы, оладьями, орехами или деньгами.

В Киевской и Во­лынской губерниях половина собранных денег еще недавно отдава­лась на церковь; в других же местах всегда все деньги шли на устраиваемую на Святках пирушку.

Песни-колядки», которыми величают новорожденного Христа в Малороссии, отличаются боль­шим разнообразием и зачастую свидетельствуют о глубокой древности своего происхождения. В одной их них, например, поется о том, как «Божья Мати в полозе лежит, Сынойка родить; Сына вредила, в море скупала...»

Другая гласит совсем об ином:

«На сивом море

Карабель на воды,

В том кораблейку

Трое воротцы;

В перших воротейках

Месячок светитчи,

В других воротейках

Солнечько сходит,

В третьих воротейках

Сам Господь ходит, —

Ключи примая,

Рай вотмикая»...

В тех из чисто великорусских губерний, где сохранился обычай колядования, он стал исключительным достоянием детворы дере­венской, с увлечением выполняющей его за старших. И теперь еще можно видеть в ночь перед Рождеством кое-где толпы ребят, один из которых несет на палке зажженный фонарь в виде звезды, а все дру­гие бегут за ним на каждый двор, куда только их пускают хозяева.

«Коляда, коляда!

Пришла коляда

Накануне Рождества;

Мы ходили, мы искали

Коляду святую

По всем дворам,

По проулочкам.

Нашли коляду

У Петрова двора;

Петров-то двор — железной тын,

Середи двора три терема стоят:

Во первом терему — светел месяц,

В другом терему — красно солнце,

А в третьем терему — часты звезды...»

«Колядка» продолжается прославлением хозяина, которому придается прозвище «светел месяц», хозяюшка является в устах ко­лядующих «красным солнцем», дети их — «частыми звездами», и, на­конец, детвора возглашает в заключение песни:

"Здравствуй, хозяин с хозяюшкой,

На долгие веки, на многая лета!».

Иногда этот конец заменяется более выразительным — вроде: «Хозяин в дому — как Адам на раю; хозяйка в дому — что оладьи на меду; малы детушки — что виноградье красно-зеленое...» А затем -«звездоносец» кланяется и уже не песней, а обыкновенной речью, поздравляет хозяев с наступившим праздником.

В некоторых местностях припевом к «колядкам» служат слова «Виноградье красно-зеленье мое!», или «Таусинь, таусинь («Ай, овсень!»)!»

В песенном собрании П. В. Шейна есть следующая своеоб­разная колядная песня, записанная в Псковской губернии:

«Ходили, гуляли колядовщики,

Сочили-искали боярского двора:

Наш боярский двор на семи верстах,

На семидесяти столбах.

Как поехал государь на Судимую гору —

Суд судить по сто рублей,

Ряды рядить по тысячи.

Как едет государь со Судимой со горы,

Везет своей жене кунью шубу,

Своим сыновьям по добру коню,

Своим невестушкам по кокошничку,

Своим дочушкам по ленточки,

Своим служенькам по сапоженькам.

Подарите, не знобите колядовщиков:

Наша коляда ни мала, ни велика,

Ни в рубль, ни в полтину.

Ни в четыре алтына.

Подарите, не знобите колядовщиков!

Либо из печи пирогом,

Либо из клети осьмаком,

Либо кружечка пивца,

Либо чарочка винца.

Хозяин — ясен месяц,

Хозяюшка — красно солнышко в дому!»...

Продолжение:

Статьи по теме:

Комментарии (4) на “Празднование Рождества Христова в старину”

Оставить комментарий

Здоровье весной

Как сохранить свое здоровье весной

Питание при бессоннице

7 гороскопов бесплатно