Как научиться отказывать
Октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  
Архивы



Яндекс.Метрика

bgMLm6Y0qw

Как научиться отказывать

Как научиться отказывать

как научиться отказыватьНет ли у Вас ощуще­ния, что коллеги сели Вам на шею и свесили ножки? А виной всему Ваша безотказность. Не пора ли дать от­пор офисным эксплу­ататорам? Будем «учиться, как научиться отказывать».

Вообще-то, в ситуации, когда в коллективе каждый сам за себя, нет ничего хорошего. Ну какая совместная работа без взаимо­выручки? Но все хорошо в меру — если мы станем регулярно безотказно вы­полнять чужие просьбы, приобретем репутацию офисной золушки, и наш бескорыстный труд на общее благо будет восприниматься как должное.

Помните библиотекаршу из филь­ма «Влюблен по собственному же­ланию»? Вот уж кто всегда был го­тов прийти на помощь коллегам: подменить, сделать чужую работу, одолжить денег... В итоге, когда эта добрая душа однажды все-таки осме­лилась отказать сослуживице (кото­рую, кстати говоря, видела впервые в жизни), та была страшно возмущена: «Как это не можете меня подменить?! А мне Вас характеризовали совсем иначе!»

«Коллег-то не проблема на место поставить, а вот как откажешь на­чальнику? Хочется же зарекомендо­вать себя с лучшей стороны» — так говорят очень многие. На самом деле практика показывает: постоянно «брать огонь для себя» в надежде на повышение — бесперспективная за­тея. Увы, количество работы порой самым плачевным образом сказывается на ее качестве — в состоянии стресса офисные золушки начинают допускать все больше ошибок и от этого нервничают еще сильнее. И в итоге вместо вожделенного повыше­ния или прибавки к зарплате порой получают эмоциональное и профес­сиональное выгорание.

«Переработки ведут к тому, что офис­ному труженику начинает казаться: его трудовой героизм недостаточ­но оценен начальством, — говорит тренер женской школы «Миламар» Сергей Артемьев. — В какой-то мо­мент он может сорваться — обвинить работодателя в черной неблагодар­ности, тем самым спровоцировать конфликт и, возможно, даже потерять работу». Но ее потеря — не са­мое плохое, что может произойти с корпоративным альтруистом. Гораз­до хуже, если, постоянно выполняя чужие пожелания, такой человек перестает понимать, чего же хочет сам. Он разрывает с собой связь, те­ряет себя...

Почему иногда трудно отказать?

Причин тому великое множество. Одна из главных, пожалуй, — низкая самооценка. Некоторые люди так не­уверены в себе, что им кажется: лишь помогая другим, они становятся по-настоящему кому-то нужными и не­обходимыми. Чьи-то чувства и жела­ния для них всегда стоят на первом месте. А о собственных они забыва­ют, отодвигают их на второй план. В коллективе таких людей обычно быстро распознают и превращают в корпоративных «осликов». Другая причина безотказности — же­лание быть незаменимыми. Мы на­вьючиваем на себя чужие проблемы взамен на репутацию уникального специалиста, которая (что уж тут скрывать?) сильно льстит нашему самолюбию.

Некоторые (как правило, это милые, скромные люди вроде библиотекар­ши из фильма) просто не любят кон­фликтов или боятся обидеть челове­ка. Им проще согласиться сделать то, о чем просят, чем втянуться в выяс­нение отношений.

Узнали в описании себя? Что ж, пора учиться давать отпор.

 Учимся говорить нет

+ Объясняя свой отказ, чаще используйте местоимение «я». Гово­рите не: «Вы меня достали своими просьбами», а «Я этого делать не буду», «Мне не подходит...» Затем коротко объясните причину отказа («У меня нет времени», «Я занято другими делами»).

+ Вас все равно не услышали? Озвучьте свою позицию еще раз, если понадобится, то и два, три, пять... Эта техника называется «За­езженная пластинка»: Вы не спори­те с собеседником, не повышаете голоса, а лишь нудно и методично гнете свою линию. Важное условие: Ваши поза и интонация должны быть уверенными и спокойными. Не мнитесь, не заискивайте и не из­виняйтесь — тогда Ваш отказ будет звучать убедительно.

+ Давая просителю «от ворот поворот», можно подсластить пилюлю и исполь­зовать «Отказ с пониманием»: «Да, я вижу, тебе нелег­ко, но в подобной ситуации ничем не могу тебе помочь». Эта техника осо­бенно эффективна в общении с теми людьми, которые пытаются сыграть на наших чувствах. К тому же иногда слова сочувствия бывают не менее важны, чем реальная помощь.

+ Если Вам трудно отказать на­чальнику, прислушайтесь к совету психолога Сергея Артемьева:

«Руководитель может не знать о том, как сильно Вы загружены. Для него главное, чтобы биз­нес работал любой ценой. Вам нужно всего лишь сообщить боссу реальное положение дел и пред­ложить свое решение проблемы. Например: «Иван Петрович, если я займусь этим проектом, другой мне придется отложить, иначе качество пострадает. Скорее всего, мне понадобится сотрудник в помощь, или же придется вы­брать из двух проектов наиболее приоритетный».

«Я» и «мы»

Люди — существа социальные, они следуют инстинктам, благодаря которым групповые животные выживали в течение миллионов лет. Один из главных таких инстинктов — психологическое слияние человека с группой. Это когда вместо «я» появ­ляется «мы». Такое слияние помогает «стае» действовать более слаженно, переживать одинаковые чувства, эмоции, хотеть одного и того же, иметь одни и те же убеждения...

Благодаря психологическому слия­нию между коллегами, в коллекти­ве создается доброжелательная, безопасная атмосфера. Отказать сослуживцам бывает трудно потому, что нам хочется быть объединенны­ми с ними в общее «мы», а слово «нет» может создать между нами дистанцию. (Появилась дистанция — значит, нас могут отвергнуть, а это страшно.)

Это слияние опасно потерей себя как личности, тем, что человек  про­живает чужую жизнь. И все это ради хороших отношений, безопасного сосуществования с другими. Слиш­ком высокая цена...

Статьи по теме:

Оставить комментарий

Подарки
Какая Вы Богиня?

в2

2017-09-28_125320

Подписка на рассылку
Никакого спама, гарантируем!

2017-09-26_105634