Возможен ли успех без зависти?
Зависть порождает сплетни, желание уколоть, навредить, нахамить. Все это может основательно испортить настроение и отношения внутри коллектива.
Завистливые взгляды коллег так приятно греют душу, лишний раз подчеркивая значимость Ваших профессиональных достижений? Что ж, «зависть — самая искренняя форма лести».
Однако обратная сторона медали нередко оказывается весьма неприглядной.
Можно ли быть успешной, но при этом не терять доброго расположения коллег, не вызывать у них черной зависти?
Сераямышь
Тактика проста: старайтесь не давать поводов для зависти. О Ваших успехах и достижениях не должен знать никто. С утра до вечера без устали жалуйтесь на непослушных детей, неверного мужа, надоедливую свекровь, высокую квартплату, сломанный каблук и общую неустроенность жизни. Окружающие должны видеть в Вас объект сострадания, а не зависти. Как сказал бы Великий комбинатор, «Я человек завистливый, но тут завидовать нечему». Конечно, если слишком увлечься этой стратегией, то Вы рискуете из успешной, уверенной в себе женщины незаметно для себя превратиться в настоящую серую мышь.
Что взять на вооружение из этой тактики?
Не хвастайтесь! Или по крайней мере старайтесь не наступать на любимые мозоли: у примеру, не стоит описывать радости семейной жизни и материнства коллеге, которая все никак не может выйти замуж и жутко переживает по этому поводу.
Не принижайте других. «В этом месяце мне удалось заключить десять новых контрактов! Мария Сергеевна, а у Вас сколько? Всего два?! А что так?» — не удивляйтесь, если после подобных диалогов зависть коллег зацветет пышным цветом.
Отмечайте вклад окружающих в общий успех. Начальник прилюдно поздравил Вас с успехом, за что-то похвалил? Громко, так, чтобы было слышно всем, скажите, что с такой замечательной командой можно и не такие горы свернуть. Мелочь, от Вас не убудет, а другим приятно!
Боевойгенерал
Вам откровенно завидуют и даже потихоньку пакостят. Самое время объявить войну. Держите себя в руках, при этом всячески старайтесь вывести противника из себя так, чтобы его неадекватное поведение стало бросаться в глаза окружающим. Затем в приватной беседе осторожно намекните шефу, что сотрудник NN в последнее время ведет себя в высшей степени странно и даже агрессивно, Вы опасаетесь за его душевное благополучие и эффективность его работы. С моральной точки зрения прием спорный, но... эффективный.
Что взять на вооружение?
Найдите соратников среди вышестоящих сотрудников. Доверительные отношения с начальством помогут Вам в случае открытого конфликта с завистливыми коллегами.
Держите дистанцию, не позволяйте себе излишне эмоционально реагировать на события.
Не жалуйтесь шефу, обвиняя коллег в зависти, иначе рискуете прослыть параноиком, оперируйте определениями «конфликтное поведение», «неадекватная реакция». Рассказывая ему о возникшем конфликте, всячески подчеркивайте свои попытки уладить проблему.
Светлаяличность
Сам Будда мог бы поучиться у Вас спокойствию и невозмутимости. Вы понимаете, что род человеческий не лишен недостатков, и нужно принимать людей такими, какие они есть, прощая им мелкие слабости. Окружающие не представляют себе, как можно завидовать такой светлой личности. На деле добиться подобного просветления очень нелегко, но можно сделать несколько шагов в этом направлении.
Итак, берем на вооружение следующее:
Ехидные замечания — мимо ушей. Просто не реагируйте на них или принимайте с добродушным юмором. «В последнее время шеф все время ставит Вас в пример, Вы у нас просто королева офиса!» — «Да, и Вы не представляете, как корона жмет мне в ушах!»
Делайте комплименты, хвалите коллег, радуйтесь их достижениям. Только искренне! Если Вы чувствуете, что кто-то питает к Вам недобрые чувства, вызовите его на откровенный разговор наедине.
Елена МИТИНЕВА
Комментарий специалиста
Как часто, жалуясь друзьям на мнимые или реальные происки коллег, мы слышим успокаивающее «Да они тебе просто завидуют». Подобные утверждения на время поднимают самооценку, но они неконструктивны. Не стоит приписывать исключительно зависти любое проявления негативных эмоций. Попробуйте проанализировать причины их недовольства. Возможно, шефа раздражают Ваши вечные опоздания, а коллегам не нравится, что Вы часто сваливаете на них свои обязанности.