14 сентября. Семён-летопроводец

14 сентября семен летопроводец

14 сентября

СИМЕОН СТОЛПНИК

СЕМЁН-ЛЕТОПРОВОДЕЦ, СЕМЁН ДЕНЬ

МАРФА

Если на Семен-день теплая погода,

то вся зима будет тепла.

Если Марфа грязна вышла,

то осень должна быть дождливой (Пинежье).

На Семен-день ветер дует из южного края

будет зима гнилая или теплая.


Если на Семен-день ветер из-под солнца,

зимой ветры будут с севера (Воронежская губ.).

Сухая осень, коли на Семен-день сухо.

На Семеновы осенины много тенетника-

осень долгая да ясная.

На Семена ясно — осень ведреная (Тульская губ.).

Если много тенетника, дикие утки садятся,

а скворцы не отлетают осень протяжная и сухая.

Если гуси улетают на Семен-день,

жди ранней зимы (Подмосковье).

После Семена журавли отлетают в теплый край.

На Семена Столпника ласточки ложатся вереницами

в озера и колодцы.

На Семен-день ужи выходят на берег,

ходят по лугам на три версты.

В этот день черт меряет воробьев меркою:

сколько взять себе, и сколько выпустить;

для этого воробьи все собираются к нему,

и потому в Семен-день их нигде нельзя увидеть.

Время с Семена-дня по 21 сентября называется бабьим летом.

Если первый день бабьего лета будет ясный и теплый,

то и вся осень будет теплая и ведреная,

и наоборот.

Бабье лето ненастно — осень сухая.

Семен лето провожает, бабье лето наводит.

На Семен-день ясно бабье лето теплое.

С бабьего лета бабий праздник и бабьи работы.

Поскольку с середины XIV века до 1700 г. начало года на Руси отсчитывали с 1 сентября, а день Симеона Столпника по старому стилю приходился на 1 сентября, с ним связано большое количество начинаний или завершений разного рода работ, сроков и т. п.

С Семена начинались засидки, то есть работа в избах при огне. Под Семен-день вечером гасят старый огонь, а утром вытирают новый из дерева. Яровое обязательно убирается к Симеону Столпнику.

Коли на Семен-день не убрали колосовые,

считай, пропал урожай: зерно выпало наземь.

На Семен-день последний посев ржи.

Семен-день — семена долой, то есть семена сами

выпадают из колосьев (Воронежская губ.).

Семен-день — семена долой: грех хлеб сеять.

В Семенов день севалка с плеч.

При этом во многих местах озимый посев

указан на Семенов день.

В Семен-день до обеда паши,

а после обеда пахаря с поля гони.

Присловье это понимали по-разному: либо как намек на то, что с наступлением сентябрьских дней ясная утренняя погода к полудню часто сменяется холодом и ненастьем, либо как напоминание о завершении работ с землей.

До обеда паши, а после обеда руками маши.

В Семен-день с головней на постать ходи:

начинаются холода.

С Семена начинают мочить коноплю, сушить и мять лен.

Мни лен доле, волокна будет боле.

Лен стели к бабьему лету,

а подымай к Казанской (4 ноября)  (Нижегородская губ.},

Там, где имеются бахчи, в этот день снимают с гряд ды­ни, арбузы, а также начинают копать картофель.

В половине сентября страда обыкновенно кончается, отворяют ворота в поле и пускают скот. До уборки хлеба воро­та заперты, и скот ходит в поскотине (Тюменский край).

На Симеона Столпника солят огурцы.

В старину на Летопроводца в сельском быту оканчивались

все торговые и хозяйственные договоры и сделки.

Это срочный день для взноса оброков, пошлин и податей, и с этого же дня обыкновенно начинаются и прекращаются все условия и договоры, заключаемые поселянами между собой и с торговыми людьми (отдача в наем земли, рыб­ных ловель и других угодий)».

В Древней Руси Семен-день имел значение юридическое. Этот день был сроком для взноса государственных податей и для явки к суду по делам тяжебным и к судебному свидетельству,

«На Симеона Летопроводца государи русские давали свой личный суд всем имеющим на кого-либо жалобы... Из грамот царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича видно, что монастырским людям и крестьянам назначалось три срока в году ставиться на суд царский: Семен-день, Троицын день и Рождество Христово».

В течение долгих веков сохранялся обычай на день Симеона сажать на коня мальчика «при переходе от младенчества (по четвертому гаду)*.

На Семена дитя постригай и на коня сажай

и на ловлю в поле выезжай.

Первый праздник псарных охотников,

выезд в отъезжее поле.

Охотники на Семен-день притравливали зайцев.

В Тюменском крае охотники, пока земля не промерзлая, начинали ставить очепа, чтобы зимой по снегу зайцев ловить.

«Предварительно отыскивается в лесу заячья дорожка или тропа. Где-нибудь в тесном месте около этой тропы ставится в землю кол приблизительно трех аршин высотою с вилообразною верхушкою. На этот кол кладется очеп, который представляет из себя нетолстый ствол березы или осины. В землю около самой тропы вбивается маленький колышек, на который надевается сделанный из мочала подпетельник. Пока этим и ограничивается устройство очепа.

Впоследствии, когда выпадет снег, зайцы обыкновенно не бросают летней тропы, а продолжают по ней бегать. Тогда к очепу привязывают петлю и настораживают на тропу. По  общепринятому мнению, зайцев ловить может не всякий, а только тот, кто знает «словинку», то есть особый наговор  А словинку знают немногие, поэтому и зайцев ловят лишь некоторые крестьяне».

В 1910 г. на Северной Двине, в одной из деревень Шенкур' ского уезда, был записан такой заговор «на охоту»;

«Стану благословись, пойду перекрестясь из избы дверьми, изо двора воротамы, в чисто поле заворыма, в чистое поле, в восточную сторону, на синёё море, на синем море есть

остров на том острову есть церква, в той церкве есть пре­стол, на престоле сам Исус Христос и пресвятая Мати Божья Богородица. По праву сторону железный тын, по леву сторо­ну огненна река. Помолюсе и покорюсе, пресвятая Мати Бо­жья Богородица, забивай и гони в мои ловушки. По праву сторону скочитъ — тут железной тын, по леву сторону скочить — тут огненна река; тут убьешьсе, а тут сгоришь, иди безотпяточно и безотворотно. От веку по веку, отныне до веку. Дай, господи, пришли, господи, надели, господи мне, рабу божьему белого звиря, зайца чёрноухого, долгоухого».

«Русаки — большие охотники до хлебной пищи, — писал, основываясь на своих наблюдениях, С. Т. Аксаков, — и пото­му ближайшие от деревень постоянно посещают хлебные гумна, даже ложатся в них на день и так бывают смелы, что, несмотря на ежедневные крестьянские работы и на гам наро­да и стук цепов, остаются спокойно на своих логовах. Таких русаков называют гуменниками; они сытее и резвее других. Я много раз сам нахаживал русаков на гумнах и бивал их. Один раз при мне поймали у самой риги русака в огромной куче длинных дров, куда он залезал на день: крестьянин, су­шивший ригу, заметил на заре, что заяц влез в дрова, и заста­вил лазею плахой. Около Москвы, где хлеб обмолачивается с осени, русаки ходят есть сено в сенные сараи. Иногда дела­ют то же и беляки.

ЗАГАДКИ ПРО ЗАЙЦА

Косой бес поскакал в лес.

На гору бегом, а с горы кувырком.

Комочек пуха,

длинное ухо,

прыгает ловко,

любит морковку.

С Семена-дня до Гурия (28 ноября) — свадебные недели.

Для парня посвататься — все равно,

что дровней попросить:

не дадут в одном месте, дадут в другом.

Сватались к девушке тридцать с одним,

а быть ей за одним.

Девка на поре, женихи на дворе.

Переходы в Семен-день на новоселье — счастье и веселье.

На Семена хоронят мух и тараканов (чтобы пропали).

В Семен-день зарывают в землю блох,

тараканов и прочих домашних насекомых,

чтоб не водились в доме (Тамбовская губ.}.

Убьешь муху до Семена-дня — народится семь мух;

убьешь после Семена-дняумрет семь мух.

«Потешный обычай хоронить мух и тараканов (таким  он казался этнографам, собирателям, образованным людям прошлого века} сводился к следующему:

«Похороны устраивают девушки, для чего вырезывают из) репы, брюквы или моркови маленькие гробики. В эти гробики сажают горсть пойманных мух, закрывают их и с шутливой торжественностью (а иногда с плачем и причитаниям» выносят из избы, чтобы предать земле. При этом во время выноса кто-нибудь должен гнать мух из избы «рукатерником» (полотенцем) и приговаривать: «Муха по мухе, летите мух хоронить»; или; «Мухи вы мухи, комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь». Обряд этот сопровождался специальными песнями, например:

Таракан дрова рубил,

Комар водушку носил,

В грязи ножки увязил.

Вошка парилася

Да ударилася

Ненароком— Правым боком:

Ребро вывихнула.

Клопы подымали,

Живот надорвали.

(Тверская губ.)

Два братца, два Кондратца

Нову баенку строили;

Две сестрички, две лисички

Нову баенку топили.

Повела вошка блошку

В нову баенку.

Муха пару подавала,

Вошка парилася;

С перепару вошь упала —

Ножку выломала.

Ты сходи-ко к воеводе,

Попроси-ко воеводу...

Два дни лечилася —

На третий в могилу.

...А попы были клопы,

А дьячки были сверчки.

Тараканы погребали,

Мыши голос подавали:

«Помяни нашу рабу,

Серу вошь во гробу».

(Калужская губ.)

Стукнуло, грянуло в лесе:

Комар с дуба свалился,

Упал он на коренище,

Сбил он себе плечище.

Слетайся мухи-горюхи,

Славные наши громотухи.

Стали они возглашати.

Что о комаре вспоминати;

«Ах ты наш светик, комар!

Жаль нам тебя немалу.

Как будешь ты умирати,

Где нам тебя погребати?» —

«Схороните меня во поле,

Во зеленой во дуброве, —

Там-то ребята бывают,

Зелено вино распивают,

Туды-сюды зазирают,

Про комара вспоминают:  -

Тут-то лежит комарище,

Удалой парень, ребятище!»

(Самарская губ.)

Уже в конце прошлого столетия песни эти в большинстве своем стали восприниматься и исполняться или как детские потешки, или как шутки-небылицы, а сам обряд превратился действительно в забаву, веселую игру.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 6
  1. Надежда

    Здорово, мне понравилось!

  2. Natabul

    Ну, прямо словарь народной мудрости. Большое спасибо — очень все это интересно узнавать.

    1. Галина (автор)

      Наталья, спасибо! А самой мне как интересно все это — интересно и очень забавно.

  3. Лариса Суворова

    Ребятишкам расскажу, понравились стишки!

  4. Юлия

    У нас сегодня (Семенов день) дождь как из ведра, причем с самого утра. В общем погодка шепчет: «Езжай на юг» :)

  5. Татьяна

    Спасибо, что напомнили про русские обычаи.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: