Сочельник — канун Рождества

Сочельник — канун Рождества

 

народный календарь на каждый день

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК

(кутейник), канун Рождества

6 января предписывается самый строгий пост: полное воздержание от пищи в те­чение дня.

Вечер и ночь накануне Дня РОЖДЕСТВА ХРИС­ТОВА — это СОЧЕЛЬНИК, в народе его еще называли КУТЕЙНИКОМ, так как полагалось на него готовить кутью.

Под Рождество кладут в чашку кутью и мед, затем каж­дый кладет свою ложку углублением вниз, ставят поверх пи­рог и накрывают скатертью. Утром, придя из церкви, смо­трят: чья ложка перевернулась, тот умрет (Воронежская губ.).

Ужину в рождественский сочельник придавалось большое значение. Избу обычно тщательно убирали, стол застилали чистой скатертью, ели в торжественном и строгом молчании,

при этом крестьяне заставляли ребят «лазить под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры».

Семья собирается за столом, выставляют кутью с сытой, овсяный кисель. «Во время ужина кто-либо из членов семьи, чаще всего хозяин, открывает окно или выходит в сени и кличет мороз:

— Мороз, мороз! Иди в хату есть кутью (или кисель). Зи­мой ходи, а летом под колодиной лежи!

Таким призывом думают умилостивить мороз, чтобы он весною не побил ярового хлеба, капусты и огурцов» (Псков­ская губ.).

В Смоленской губернии  мороз не только просили, но и пугали:

Мороз, Мороз Васильич!

Ходи кутью есть!

Цепом голову проломлю,

Метлой очи высеку!

Мороз, Мороз Васильич!

Ходи кутью есть!

А летом не бывай:

Цепом голову проломлю,

Метлой очи высеку!

Мороз наделен здесь таким отчеством не случайно: на Смоленщине «кормление мороза» происходило в Васильев ве­чер, накануне Нового года (по-старому).

В эту же ночь обильный корм давали скоту.

Первый блин в сочельник — овцам. В эту ночь скот обильно кормят.

В навечерие Рождества в ряде мест жгли костры, что свя­зывалось с представлением о возрождении солнца, о начале но­вого солнечного года. Сами крестьяне объясняли этот обычай таким образом:

«Под Рождество и под Крещение жгут навоз среди двора, чтоб родители на том свете согревались» (Курская губ.).

«На дворах зажигают огни, полагая, что усопшие родите­ли приходят обогреваться и что от этого огня пшеница наро­дится ярая».

«Первый день Рождества среди дворов сваливается и за­жигается воз соломы», так как «умершие в это время встают из могил и приходят греться. Все домашние при этом обряде стоят кругом в глубоком молчании» (Тамбовская, Орловская губ.).

«На первый день Рождества Христова, по отходе утрени «родителей греют». Село залито огненным морем, дым боль­шими столбами подымался кверху,., все старались быть без­молвны». Среди каждого двора кладется воз или более соло­мы, которая после службы в церкви и поджигается. «Делает­ся это для того, чтобы умершим родственникам не было холодно лежать в мерзлой земле в рождественские морозы».

Накануне Рождества вновъ гадают и проделывают целый ряд магических действ.

В некоторых местах под Рождество не кормили кур, чтоб огородов не копали.

От Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц нельзя — грех. С охотником несчастье случится.

Перед Рождеством все деревья в садах обвязывали соло­менным «перевяслом», чтобы они хорошо родили. На Кутью ткать грешно.

На свят вечер тугие клубки пряжи мотать, чтобы кочны капусты тугие были.

Воры стараются аккуратнее стащить какую-либо вещь в ночь под Рождество: после этого успех воровства считается обеспеченным, несмотря на самые рискованные предпри­ятия, во весь круглый год (Тамбовская губ.).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: