Сочельник — канун Рождества
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК
(кутейник), канун Рождества
6 января предписывается самый строгий пост: полное воздержание от пищи в течение дня.
Вечер и ночь накануне Дня РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА — это СОЧЕЛЬНИК, в народе его еще называли КУТЕЙНИКОМ, так как полагалось на него готовить кутью.
Под Рождество кладут в чашку кутью и мед, затем каждый кладет свою ложку углублением вниз, ставят поверх пирог и накрывают скатертью. Утром, придя из церкви, смотрят: чья ложка перевернулась, тот умрет (Воронежская губ.).
Ужину в рождественский сочельник придавалось большое значение. Избу обычно тщательно убирали, стол застилали чистой скатертью, ели в торжественном и строгом молчании,
при этом крестьяне заставляли ребят «лазить под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры».
Семья собирается за столом, выставляют кутью с сытой, овсяный кисель. «Во время ужина кто-либо из членов семьи, чаще всего хозяин, открывает окно или выходит в сени и кличет мороз:
— Мороз, мороз! Иди в хату есть кутью (или кисель). Зимой ходи, а летом под колодиной лежи!
Таким призывом думают умилостивить мороз, чтобы он весною не побил ярового хлеба, капусты и огурцов» (Псковская губ.).
В Смоленской губернии мороз не только просили, но и пугали:
Мороз, Мороз Васильич!
Ходи кутью есть!
Цепом голову проломлю,
Метлой очи высеку!
Мороз, Мороз Васильич!
Ходи кутью есть!
А летом не бывай:
Цепом голову проломлю,
Метлой очи высеку!
Мороз наделен здесь таким отчеством не случайно: на Смоленщине «кормление мороза» происходило в Васильев вечер, накануне Нового года (по-старому).
В эту же ночь обильный корм давали скоту.
Первый блин в сочельник — овцам. В эту ночь скот обильно кормят.
В навечерие Рождества в ряде мест жгли костры, что связывалось с представлением о возрождении солнца, о начале нового солнечного года. Сами крестьяне объясняли этот обычай таким образом:
«Под Рождество и под Крещение жгут навоз среди двора, чтоб родители на том свете согревались» (Курская губ.).
«На дворах зажигают огни, полагая, что усопшие родители приходят обогреваться и что от этого огня пшеница народится ярая».
«Первый день Рождества среди дворов сваливается и зажигается воз соломы», так как «умершие в это время встают из могил и приходят греться. Все домашние при этом обряде стоят кругом в глубоком молчании» (Тамбовская, Орловская губ.).
«На первый день Рождества Христова, по отходе утрени «родителей греют». Село залито огненным морем, дым большими столбами подымался кверху,., все старались быть безмолвны». Среди каждого двора кладется воз или более соломы, которая после службы в церкви и поджигается. «Делается это для того, чтобы умершим родственникам не было холодно лежать в мерзлой земле в рождественские морозы».
Накануне Рождества вновъ гадают и проделывают целый ряд магических действ.
В некоторых местах под Рождество не кормили кур, чтоб огородов не копали.
От Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц нельзя — грех. С охотником несчастье случится.
Перед Рождеством все деревья в садах обвязывали соломенным «перевяслом», чтобы они хорошо родили. На Кутью ткать грешно.
На свят вечер тугие клубки пряжи мотать, чтобы кочны капусты тугие были.
Воры стараются аккуратнее стащить какую-либо вещь в ночь под Рождество: после этого успех воровства считается обеспеченным, несмотря на самые рискованные предприятия, во весь круглый год (Тамбовская губ.).