Спожинки. 6 часть
Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архивы

Введите Ваш e-mail:

Спожинки. 6 часть

28 августа успение

28 августа Успение

СПОЖИНКИ (6 часть)

Один из этих «сказов» начинается следующим песенным возванием к Богоматери:

«Госпоже Дево Царице,

Марие Богородице!

Поем Тя, хвалим Тя велегласно,

В песнех красно,

Чудес море пресвятое,

В Гепсиманской веси сокрытое!»


Затем, после приведенной вступительной запевки, безвестный стихослагатель переходит к повествовательной стороне стиха. «Ты, Гепсимани, столица», — с простодушным умилением поет он, — «в те­бе устнула Царица. Была весь малая зело красна, а днесь благодар­но: се Девица, голубица, се Мати, всех царей Царица. Когда Ти, Де­во, устнула, лик апостольский вжаснула, ангелов множество песнь спевали, где взимали душу чисту Иисус Христу, от земли к небеси провождали. Тогда апостоли не были, облаком с конец слетили, спе­шились на погреб, не медлячи, голосячи, на погреб той Девы Святой, Марии устнувшой, Девы Пречистой.

Фома в Индии провождал вре­мя, на погреб Девы спознился, а потом, приспевши, зело рыдал и припадал к гробу лицем, жалил сердцем, что Девы устнувшой не оглядал. Афоний (языческий жрец-волхвователь) одр хотел струтити, волшебством умел ходити, никтоже бо не виде от земна рода. Но во­евода с мечом (архангел) власно предста вжасно, — Афоний без рук является; народ мног тогда здвигнуся, лик апостольский вжаснуся,

Афоний Царицу всех прославлял и поведал, что Девица голубица, се Мати всех царей и Царица»... Повествование обрывается, и стихопевец снова преображается во вдохновенного молитвенника, взывая:

«И мы Тя,Дево, взираем,

Лица зрения желаем,

Даждь и нам Тя, Панно, оглядати,

Божия Мати,

Непременно, благоговейно,

Сподоби в небеси царствовати!»

Стих заканчивается, как и начался, благоговейным прославле­нием Богоматери: «Ты есть царская одежда, во скорбех наших наде­жда, Ты — скиптро царская, Ты — корона, оборона, сохраняти, свобо-ждати, от врагов покрый нас, О, Божия Мати!..»

Наименование Пресвятой Девы «Панною» (в предзаключительной молитвенной ча­сти) явно свидетельствует о западнорусском происхождении приве­денного народного стиха духовного.

Другой стиховный сказ начинается такой запевкою:

«Апостолы с конца света

Собравшася вси для совета.

О, Девице, Твое Успение,

Пришли наше хваление

И подаждь нам радование!

Отец свыше призирает,

Сын Матери руце давает...»

Этот довольно неуклюжий «стих» можно и теперь еще слышать в сельской глуши у церковных папертей в день Успения Пресвятой Богородицы. После обедни калики перехожие идут своим путем-до­рогою, останавливаясь под окнами справляющих «спожинки» семьян. Умилительно звучит в их устах полународная, полукнижная, своеобразно размеренная, стихотворная речь:

«Раю небесный, отворися,

Марию прияти потщися,

В красно-светлыя своя вселяя дворе,

Юже радостно сретают Сил соборы,

Яко невесту

Божию чисту...

О, Марие, красота девства!»

Этот торжественный напев странников так подходит к празд­ничному настроению пахарей, справляющих благополучное оконча­ние одного из главнейших своих земледельческих трудов.

Статьи по теме:

2 комментария на “Спожинки. 6 часть”

Оставить комментарий

Подарки

2017-09-28_125320




2017-09-26_105634

bgMLm6Y0qw



Яндекс.Метрика