Спожинки — 5 часть

СПОЖНИКИ — 5 часть

28 августа Успение

28 августа УспениеРазговляются на этот день прежде всего хлебом. Остаток каравая тщательно завертывается в чистую холсти­ну и кладется под образа. Кусочками его «пользуют» болящих, твердо веря в целебную силу этого «Божьего благословения».

Считается большим грехом уронить хотя бы малую крошку от такого каравая на пол, а тем более — растоптать ее ногами.

На севере принято подавать за праздничный стол на Успеньев день «дёжен» (толокно). Бабы едят его, похваливают и ведут бесе­ду о прошедшем жнитве. Девушки поют в Успеньев вечер, за то-локном-деженем, приличные случаю песни. А старые старики при­кидывают-подсчитывают («по суслонам») собранный урожай. Детвора до поздней ночи шумит в этот день у заваленок, проводя время за веселыми играми, перемежающимися звонкими-дробными припевами. Заливаются-звенят, по всей деревне разносятся моло­дые голоса:

«Дожили, дожили,

Оспожинки встретили,

Коровая почали,

Толокна процведали,

Гостей угостили,

Богу помолили!

Хлебушко, рости!

Времячко, лети, лети —

До новой весны,

До нового лета,

До новаго хлеба!..»

СУспеньева розговенья начинаются по деревням осенние «поси­делки», «засидки», «беседы». Время не ждет: до Покрова только-только успеть молодежи досидеться до свадеб. Принято не засылать и сватов раньше как через две недели после Спожинок. А известно исстари, что «первый сват — другим дорогу кажет». Потому-то и на­чинают деревенские красавицы засматривать себе женихов после Успения. «С Успенщины не успеешь присмотреть — зиму тебе в дев­ках просидеть!» — увещает красную девушку народная мудрость ус­тами старой пословицы, взявшейся из крестьянского быта, тесно связанного с полевыми работами и твердо памятующего, что: «На белом Божьем свете всему — свой час».

На Третий Спас соблюдается до сих пор сохранившееся обыкно­вение загадывать о посеве. Из «дожиночного снопа», — о котором ве­лась речь выше, — берутся три колоса. Вылущенные из них зерна, из каждого наособицу, — зарываются в землю на примеченном укром­ном месте. Если раньше и лучше всех взойдут зерна первого колоса — значит, лучший урожай даст в будущем году ранний сев; если зер­на второго — средний, третьего — поздний.

В Тульской губернии пе­ред Спожинками старые люди ходят на воду и наблюдают за течени­ем. Если реки, озера и болота не волнуются ветром, и лодки стоят  спокойно, — то примета говорит, что осень будет тихая и зима прой­дет без метелей.

От Спожинок, дожинающих последний сноп, рукой, что называ­ется, подать и до «Досевок». Как уже упоминалось выше, народный опыт отводит на окончание озимого сева всего три дня после Успе­нья. К восемнадцатому августовскому дню хороший хозяин должен бросить последнюю горсть жита в землю. О запоздавших ленивцах, оправдывающихся своим недосугом, в народе говорят: «До Фролова дня (18 августа) сеют ретивые, после Фролова — ленивые!» и «Кто сеет рожь на Фролов день, у того родятся одни Фролки».

Калики перехожие разносят по Святой Руси переходящие из уст в уста старинные песни, былины и «стихи». Этих убогих странников кормит их пение — на усладу люду православному. Много стихов по­ют бедные носители народного песнотворчества, мало-помалу исче­зающие с лица родной земли под шум и гул иных — новых, имеющих мало общего с творчеством, — песен. Недалеки те дни, когда от этих «птиц Божиих» останется в народе только одно предание о их стран­ствиях. Есть несколько народных стихов духовных про Успение, за­писанных в разных местностях Святой Руси.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: