Успение. Спожинки — 3 часть
Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архивы

Введите Ваш e-mail:

Успение. Спожинки — 3 часть

СПОЖИНКИ

28 августа. Успение

28 августа УспениеНа переломе августа (15 числа), в день Успения Пресвятой Богородицы, а в некоторых местностях в следующий за ним день пере­несения образа Спаса Нерукотворенного, народ русский справляет третий и последний из своих предосенних земледельческих праздни­ков — «Спожинки», именуемый иначе Успеньевым_днем, а также слывущий и за «Третий Спас». До Успения полагается, по установив­шемуся в незапамятные годы обычаю, успеть дожать последний сноп в озимом поле. Потому-то, по объяснению одних знатоков простона­родной старины, и называется этот день «Спожинками-дожинками»; другие же народоведы ведут его название от «Госпожи», т. е. «Вла­дычицы» (Богородицы), и величают его иным, подслушанным в дру­гих местностях именем — «Госпожинки».

"Спожинать» — кончать жатву, дожинать хлеб. «У нас уже спожали!», «И у нас спожинают (дожинают последки)!» — говорят в на­роде, встречаясь на Успение Пресвятой Богородицы. В этот день кончается двухнедельный Успенский пост, во время которого дерев­ня, живущая «на земле», должна «успеть» в поле. К Успеньеву дню «поспевает все слетье», после него начинаются «осенины», и дело не на шутку идет к зиме. Время с 15-го по 29-е августа слывет под на­званием «молодого бабьего лета» (настоящее — начинается с 1-го сентября). По стародавнему народному изречению — «С Успенья солнце засыпается!», а потому и говорит деревенский опыт, что «До Успенья пахать — лишнюю копну нажать!», и добавляет при этом: «Озимь сей за три дня до Успенья да три дня после Успенья!»

Народная примета, предостерегающая пахаря от запаздываний с полевыми работами, только в редких случаях не оправдывается и на деле.

«Хорошо, если — Спас на полотне (праздник Нерукотворенного Образа Иисуса Христа), а хлебушко — на гумне!» — говорят на дере­венской Руси. Спожинки — «последний сноп дожинают» и у самых не­торопливых хозяев. А у хороших хлеборобов, — если у них самих за­силье не берет, — устраивается в этот день веселый сноповоз — «дружной помочью», за посильное-хлебосольное угощение по-праздничному.

Ф. М. Истоминым) в 1893-м году, в Костромской губернии (с. Холкино Новоуспенской волости, Ветлужского уезда), записана до­вольно любопытная в бытовом отношении «помочанская» песня, по-мещенная в изданном на Высочайше дарованные средства сборнике «Песни русского народа, собранные в губерниях Вологодской, Вят­ской и Костромской»:

«Ты хозяин наш, ты хозяин,

Всему дому господин!

Наварил, сударь, хозяин,

Пива пья-пьянова про нас!

Накурил, сударь, хозяин,

Зеленова, братцы, вина!

Нам не дорого, хозяин,

Твое пиво и вино!

Дорога, сударь да хозяин,

Пир-беседа со гостьми!

Во беседушке, хозяин,

Люди добрые сидят,

Басни ба-бают, рассуждают,

Речь хорошу говорят»…

В таких трогательных словах величают гости-помочане, празд­ничные работнички, своего «хозяина», честь-честью, по заведенно­му дедами-прадедами обычаю, угощающего их за помочь-работу.

Федор Михайлович Истомин, исследователь быта русского народа и со­биратель песен, родился в гор. Архангельске в 1856-м году. По образованию он -питомец с-петербургского университета (историко-филологический факультет). С 1883 года он был секретарем этнографического отдела Русского Географического Общества и участвовал в нескольких этнографических экспедициях. В настоящее время он состоит секретарем Песенной Комиссии, учрежденной на средства, пожер­твованные Государем Императором — по почину покойного Государственного Кон­тролера, выдающегося знатока русского народного слова, Т. И. Филиппова.

Статьи по теме:

Один комментарий на “Успение. Спожинки — 3 часть”

  • Маргарита:

    Галюша , спасибо за светлую и прекрасную статью !

    Не ропщи, беспокойное сердце,

    Не томись, не лукавь, не стони!

    Покаяньем пристало одеться

    В эти тихие светлые дни.

    Величайшее Чудо Вселенной,

    Дева Чистая, Ангельский Крин,

    Во святые восходит селенья.

    Мать приемлет Божественный Сын.

    Дивно шествие с Телом Царицы.

    Так внемли же, неверный народ!

    Иоанн с райской ветвью в деснице

    Возглавляет торжественный ход.

    Гефсимания. Плач погребальный.

    Расставанья с Владычицей скорбь...

    И последнего час целованья,

    Затворение Тела во гроб...

    Как тяжел у пещеры той камень!

    Как же мир без Пречистой уныл!

    Но… «Возрадуйтесь! Ибо я с вами

    Во все дни!» — Ее Глас возвестил.

    За трапезой черты дорогие

    Суждено было снова узреть.

    Помогай же нам, о Панагия,

    Победившая злобу и смерть!

Оставить комментарий

Подарки

2017-09-28_125320




2017-09-26_105634

bgMLm6Y0qw



Яндекс.Метрика