Успение. Спожинки. 4 часть
Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архивы

Введите Ваш e-mail:

Успение. Спожинки. 4 часть

28 августа -Успение

СПОЖИНКИ. 4 часть.

28 августа УспениеНа Спожинки, — там, где к этому времени заканчивается жатва, — по деревням устраивают «мирскую складчину», варят «братское пиво» и пекут праздничные пироги из новой муки. На пирушки созываются все родные и добрые соседи — «пировать Успенщину». В уро­жайные годы в этот день колют купленного на мирские деньги бара­на. В старину в этот день крестьяне собирались гурьбою на боярский двор, где и праздновалось окончание жатвы, сопровождаясь особы­ми, приуроченными к тому обрядами.

Жницы обходили все дожатые поля и собирали оставшиеся несрезанные колосья. Из последних сви­вался венок, переплетавшийся полевыми цветами. Этот венок наде­вали на голову молодой красивой девушке и затем все шли, с песня­ми, к господской усадьбе. По дороге толпа увеличивалась встречными крестьянами. Впереди всех шел мальчик с последним сжатым снопом в руках. На крыльцо хором выходил боярин с боя­рынею и с боярышнями и приглашал жниц во двор, принимая венок и сноп, которые после этого и ставились в покоях под божницею.

Угостившись на боярском дворе, толпа расходилась по домам. На старой Смоленщине до сих пор заметны пережитки этого обычая. На Успенье красные девушки рядят там «дожиночный» сноп в сара­фан, приделывают к нему из палок подобие рук и надевают на него белую кичку, а затем несут «именинника» в помещичью усадьбу, где и напрашиваются песнями на угощение, во все продолжение которого сноп-именинник стоит на столе. В некоторых местностях и в наши дни существует обычай обвязывать последними колосьями серпы и класть их — на Третий Спас — под иконами.

Среди белору­сов справляется в этот день так называемая «Талака» (то же, что и «Спожинки»). Этим именем называют девушку, выбранную для пе­ренесения праздничного снопа в деревню. «Талаку» убирают цвета­ми: на голову ей накидывается большой белый платок, поверх ко­торого надевается венок из колосьев. Веселая толпа жниц идет по улице с песнями:

«Добрый вечер, Талака,

Да возьми ж ад нас, вазьми-но

Житный ты снапок;

Да надзень-же, надзень-но

3 красками прыгож венок!» —

голосят все идущие. В старину навстречу им выбегал кто-нибудь из работников с барского двора — с приглашением от господ зайти во двор.

Здесь встречали гостей хлебом-солью и принимали от них до­жиночный сноп. Гостям предлагалось угощение: «Талаку» сажали в почетный «красный» угол под образа. Пирушка кончалась тем, что чествуемая всеми девица-красавица снимала с себя венок и отдавала его хозяину — с пожеланием, чтобы у того народилось «жытца, жытца сто коробов»... Нечто напоминающее указанный обычай можно было наблюдать в этот день не только во многих других губерниях, но и в зарубежных славянских землях.

Во многих местностях, дожинаючи последний сноп накануне Ус­пеньева дня, замаявшиеся-уморившиеся на летней страде жницы ка­таются по жнивью, голося-приговаривая:

«Жнивка, жнивка!

Отдай мою силку:

На пест, на колотило,

На молотило,

На кривое веретено!»

Этим надеются они набраться новой силы для дальнейших — осенних и зимних — бабьих работ. На возвращающихся с «дожинок» баб и девушек поджидающие их у деревенской околицы молодые парни выливают ведра воды. Иногда при этом поется какая-нибудь подобающая случаю песня — вроде, например, следующей:

«Пошел колос на ниву,

На белую пшеницу,

Уродися на лето,

Рожь с овсом,

Со дикушей,

Со пшеницею:

Из колосу — осьмина, Из зерна — коврига,

Из полузерна — пирог.

Родися, родися,

Рожь с овсом!»

По народной примете, соблюдением этого старинного, завещан­ного отцами-дедами обычая обеспечиваются плодотворные дожди на будущую весну и лето.

После обедни на Успенье в селах поднимаются образа. Крест­ный ход направляется к полю. Здесь, на широкой меже, поется бла­годарственный молебен Божией Матери, Госпоже полевых злаков.

Если нет во время этого молебна ни ветра, ни дождя, то предполага­ется, что вся осень будет ведреная и тихая, — что совсем не лишнее для «досевок», сноповоза и молотьбы — сыромолотом. «Хорошо, ко­гда Спас на полотне (16-е августа), а хлебушко — на гумне!» — гласит старая деревенская поговорка.

На «Большую Пречистую» — в праздник Успения Пресвятой Бо­городицы — посельская-деревенская Русь привыкла святить новый хлеб. Это происходит за обедней, когда каждый добрый хозяин при­носит с собою в церковь свежеиспеченный каравай нового хлеба. До возвращения с ним из церкви дома никто не ест ни крохи: все дожи­даются «свяченого куска».

Статьи по теме:

Оставить комментарий

Подарки

2017-09-28_125320




2017-09-26_105634

bgMLm6Y0qw



Яндекс.Метрика